Справочно

1. Минимальная заработная плата (МЗП) (с 01.01.2017) за месяц – 265,00 

2. Базовая величина c 01.01.2017 - 23,00


3. Базовая арендная величина с 01.04.2017 - 15,20


4. Тарифная ставка 1 разряда c 01.01.2017 - 31,00


5. Минимальный потребительский бюджет (МПБ)
(с 01.05.2017 по 31.07.2017)
* семьи из 4-х человек - 309,70
* трудоспособного населения - 396,75


6. Бюджет прожиточного минимума (БПМ)
(с 01.05.2017 по 31.07.2017)
* в среднем на душу населения - 183,82
* для трудоспособного населения - 204,35

7. Единовременное пособие в связи с рождением
* первого ребенка (10 БПМ) - 1838,00
* второго и последующих детей (14 БПМ) - 2573,48

8. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет:
* на первого ребенка - 261,38
* на второго и последующих детей - 298,72

9. Средний размер пенсии по возрасту - 305,75

10. Пособие по безработице - 27,77

Нужен ли Вам форум на нашем сайте?
Да, нужен
Конечно, нужен. С помощью форума я смогу выразить свое мнение по интересующей теме
Нет, не нужен
Не нужен. Форум не будет отражать общего мнения по конкретной теме
Не знаю
Мне все равно
      
Посмотреть результаты

Социально-экономическая работа

Генеральное соглашение

Базовая величина

Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.

До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной зарплате. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2002 года рост минимальной зарплаты составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.

Размер и периодичность изменения базовой величины в Республике Беларусь

Дата

Размер
базовой
величины
(белорусских рублей)

Нормативный акт

01.04.2012

100 000

Постановление Совмина от 30.12.2011 № 1785

01.12.2007

35 000

Постановление Совмина от 02.11.2007 № 1446

01.03.2006

31 000

Постановление Совмина от 11.02.2006 № 189

01.11.2005

29 000

Постановление Совмина от 05.10.2005 № 1100

01.04.2005

25 500

Постановление Совмина от 28.03.2005 330

01.11.2004

24 000

Постановление Совмина от 15.10.2004 № 1290

01.04.2004

19 000

Постановление Совмина от 29.03.2004 № 346

17.01.2004

17 500

Постановление Совмина от 12.01.2004 № 23

30.09.2003

16 500

Постановление Совмина от 26.09.2003 № 1220

01.05.2003

14 000

Постановление Совмина от 13.05.2003 № 630

01.03.2003

13 300

Постановление Совмина от 27.02.2003 № 280

01.12.2002

12 000

Постановление Совмина от 16.12.2002 № 1750

01.09.2002

11 100

Постановление Совмина от 04.09.2002 № 1211

01.03.2002

10 000

Постановление Совмина от 22.02.2002 № 243

Базовая величина применяется в сфере трудовых правоотношений для установления:

  • диновременных выплат;
  • штрафов за нарушение законодательства о труде;
  • пособий;
  • пенсий;
  • стипендий;
  • премирования;
  • суточных;
  • учетной политики предприятия;
  • налогообложения;
  • оплаты за обучение без отрыва от производства;
  • надбавок;
  • доплат;
  • установления заработной платы;
  • компенсации расходов.

Базовая величина фигурирует более чем в 200 нормативных актов регулирующих трудовые правоотношения.

Базовая величина используется также в качестве критерия определения формы сделок, совершаемых между гражданами. К примеру согласно ст. 162 ГК сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, должны совершаться в письменной форме, если иное не предусмотрено законодательством.

В Уголовном кодексе базовая величина используется в качестве критерия при осуществлении квалификации преступлений. Так, согласно примечаниям к гл. 24 УК ущербом в значительном размере признается ущерб на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, ущербом в крупном размере - в 250 и более раз, ущербом в особо крупном размере - в 1000 и более раз превышающий размер такой базовой величины.

Бюджет прожиточного минимума

В Беларуси и в некоторых странах СНГ введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить. Называется этот норматив — бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.

В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" БПМ рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала:

  • в среднем на душу населения
  • для трудоспособного населения,
  • для пенсионеров,
  • для студентов,
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет,
  • для детей в возрасте 3 до 6 лет,
  • для детей в возрасте до 3 лет.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для:

  • анализа и прогнозирования уровня жизни населения;
  • оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
  • обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения применяется для определения базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, а также суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы.

В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:

  • продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;
  • лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
  • жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
  • услуги детских дошкольных учреждений.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2012 года по статьям расходов:

Статьи расходов

Процентное соотношение

Продукты питания

59,2

Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги

7,0

Предметы гардероба

20,3

Бытовые итранспортные услуги

5,0

Товары бытового и хозяйственного назначения

4,6

Взносы и платежи

1,4

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

2,5



В ценах месяца

Период действия

В среднем на душу населения

Для трудоспо- собного населения

Для пенсио- неров

Для студен-
тов

Для детей от 6 до 18 лет

Для детей до 3 лет

Июнь
2012 год

1.08.2012 — 31.10.2012

843 870

923 320

697 280

855 280

949 090

707 750

Март
2012 год

1.05.2012 — 31.07.2012

743 020

809 440

610 370

758 530

831 170

641 890

Декабрь
2011 год

1.02.2012 — 30.04.2012

706 880

764 970

567 510

690 340

759 980

581 240

Сентябрь
2011 год

1.11.2011 — 31.01.2012

574 790

621 830

463 570

541 730

619 600

451 400

Июнь
2011 год

1.08.2011 — 31.10.2011

442 360

481 920

366 790

425 980

475 250

348 970

Март
2011 год

1.05.2011 — 31.07.2011

343 260

373 260

294 210

342 370

377 730

289 430

Декабрь 2010 год

1.02.2011 — 30.04.2011

296 870

324 550

262 210

316 070

361 310

262 040

Сентябрь 2010 год

1.11.2010 — 31.01.2011

283 050

302 490

252 230

302 950

345 380

251 830

Июнь 2010 год

1.08.2010 — 31.10.2010

274 510

293 880

245 310

294 670

336 860

245 860

Март 2010 год

1.05.2010 — 31.07.2010

266 230

284 860

238 380

285 500

325 980

237 410

Декабрь 2009 год

1.02.2010 — 30.04.2010

255 220

271 450

227 380

272 130

312 070

227 430

Сентябрь 2009 год

1.11.2009 — 31.01.2010

250 070

266 330

223 250

267 030

305 910

223 060

Июнь 2009 год

1.08.2009 — 31.10.2009

249 410

266 070

222 920

266 590

306 240

222 450

Март 2009 год

1.05.2009 — 31.07.2009

243 570

261 320

219 140

262 140

297 070

215 160

Декабрь 2008 год

1.02.2009 — 30.04.2009

234 370

256 550

204 370

244 450

278 110

200 130

Сентябрь 2008 год

01.11.2008 — 31.01.2009

223 660

245 270

195 780

233 870

265 100

191 470

Июнь 2008 год

01.08.2008 — 31.10.2008

224 700

246 210

196 080

234 780

266 310

190 600

Март 2008 год

01.05.2008 — 31.07.2008

209 680

231 160

184 910

220 500

248 830

179 650

В Беларуси существует еще один норматив — Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.

Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом.

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата (МЗП) — это нижняя граница оплаты труда работника. Другими словами, платить больше можно (и нужно) меньше — нет.
Международная организация труда, призванная устанавливать трудовые стандарты и следить за их выполнением, видит функцию минимальной заработной платы в том, что она:

  • Обеспечивает гарантии минимального дохода низкооплачиваемых работников
  • Предотвращает эксплуатацию работников
  • Может служить эталоном для отдельных работодателей и работников для определения уровня зарплаты
  • То есть главная задача минимальной заработной платы заключается в том, чтобы определить самый низкий допустимый размер заработной платы. Понятно, что чем богаче страна, чем выше доходы ее бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная заработная плата.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в октябре 2011 года составила 856 060 рублей. Часовая минимальная зарплата - 5 040 рублей.

С 1 января 2012 года минимальная зарплата в Беларуси составит 1 миллион рублей

Минимальная зарплата устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета. В течение года минимальная заработная плата индексируется с учетом инфляции. На практике, с 2005 года минималка менялась только раз в год.

С 1994 года повышение минимальной зарплаты устанавливалось Советом Министров и Верховным советом. Указом президента минималка повышалась четыре раза за 16 лет: 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года.

24 мая 2011 года в Беларуси проведена 56-процентная девальвация белорусского рубля. В связи с этим размер минимальной заработной платы в долларовом эквиваленте снизился до уровня января 2008 года и составил 93,3 долларов США.

Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в белорусских рублях

Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в долларах США

&

Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы в белорусских рублях и долларах США

Дата, с которой установлен размер МЗП

Размер месячной МЗП в белорусских рублях

Размер месячной МЗП в долларах США*

Размер часовой МЗП в белорусских рублях

12.12.2011 (за ноябрь)

925 520

108,6

5 450

11.11.2011 (за октябрь)

856 060

96,7

5 040

12.10.2011 (за сентябрь)

778 500

135

4 590

12.09.2011 (за август)

687 370

130,4

4 050

11.08.2011 (за июль)

611 730

122,1

3 600

13.07.2011 (за июнь)

577 740

115,8

3 400

14.06.2011 (за май)

541 350

108,6

3 190

14.05.2011 (за апрель)

491 920

148,89

2 900

01.01.2011

460 000

152,94

2 710

    

01.11.2010

400 000

132,13

2 360

01.01.2010

258 600

90,47

1 530

01.01.2009

229 700

86,57

1 360

01.01.2008

208 800

97,12

1 240

01.01.2007

179 050

83,67

1 060

01.01.2006

156 900

72,92

930

01.01.2005

128 860

59,34

760

01.11.2004

128 390

59,04

750

01.01.2004

83 000

38,52

490

01.01.2003

40 670

21,06

242

01.03.2002

17 000

10,08

101

01.12.2001

10 000

6,40

-

01.07.2001

7 500

5,37

-

01.03.2001

5 700

4,51

-

01.10.2000

3 600

3,43

-

01.05.2000

2 600

5,01

-

01.01.2000

2 200

6,56

-

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 21/957 „О минимальной заработной плате“ в состав минимальной заработной платы входит:

  • заработная плата за выполненную работу и отработанное время
  • надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, почетное звание, ученую степень, высокие достижения в труде, за сложность и напряженность работы, владение и применение в практической работе иностранных языков и другие надбавки;
  • надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);
  • премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
  • другие регулярные выплаты стимулирующего характера;
  • единовременные (разовые) премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
  • вознаграждения по итогам годовой работы, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);
  • вознаграждения за содействие использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;
  • стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций, суммы чистой прибыли, зачисленные на лицевые счета работников;
  • другие единовременные выплаты стимулирующего характера.

Все выплаты компенсирующего характера в состав минимальной заработной платы не включаются.

В случаях, если работником не выполняется норма труда (трудовые обязанности) либо не отрабатывается норма рабочего времени, то доплата до установленного размера месячной минимальной заработной платы не производится.

Решение о выплате работнику надбавок и доплат при невыполнении им норм выработки не по его вине принимается нанимателем на основании коллективного договора.

Для работников, не отработавших месячную норму рабочего времени, в качестве низшей границы оплаты труда может служить часовая минимальная заработная плата.

Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Согласно ст.112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 88 ТК РБ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки или путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января (ст. 2 Закона № 124-3 от 17.07.2002). Кроме того, за последние 16 лет четыре раза минимальная зарплата повышалась указами президента: с 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года (в основном, незадолго до президентских выборов).

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из:

  • уровня занятости и производительности труда;
  • потребностей работника в материальных благах и услугах;
  • экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
  • соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом).

Минимальный потребительский бюджет

Для оценки уровня и качества жизни в Беларуси установлен социальный норматив – минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ – это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг. По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные физиологические и социально-культурные потребности человека.

До 1 мая 2010 года в Беларуси было установлено 18 социально-демографических групп, для каждой из которых просчитывается свой среднедушевой МПБ. С 1 мая 2010 года число групп было уменьшено до восьми.

Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.

Для чего нужен МПБ? Этот социальный норматив применяется для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. Так формулируют задачи МПБ в правительстве.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты

с 1 августа 2012 г. по 31 октября 2012 г.

с 1 мая 2012 г. по 31 июля 2012 г.

с 1 февраля 2012 г. по 30 апреля 2012 г.

в ценах июня 2012 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.07.2012 № 82)

в ценах марта 2012 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.04.2012 № 52)

в ценах декабря 2011 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13.01.2012 № 6)

семьи из четырех человек

1 332 100

1 171 590

1 101 440

молодой семьи из трех человек

1 397 350

1 236 640

1 150 220

трудоспособного населения

1 670 390

1 484 580

1 383 320

пенсионеров

1 296 600

1 160 190

1 069 700

студентов

1 305 430

1 163 860

1 051 650

детей в возрасте до трех лет

1 037 430

921 830

847 200

детей в возрасте от трех до шести лет

1 249 100

1 108 220

1 030 270

детей в возрасте от шести до восемнадцати лет

1 503 710

1 323 510

1 223 070

Тарифная ставка первого разряда

От чего зависит размер Вашей зарплаты? Как определить, сколько стоит выполняемая человеком та или иная работа? В Беларуси для этих целей установлены республиканские тарифы оплаты труда. Основным нормативом в них является тарифная ставка первого разряда.

Уровень оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников определяется республиканскими тарифами оплаты труда.

Существует Единая тарифная сетка (ЕТС), в которой каждой профессии и квалификации в рамках этой профессии присвоены свои разряды, от них зависят соответствующие коэффициенты.

Тарифная ставка первого разряда — это начальная точка, от которой вычисляется размер заработной платы каждого разряда.

Чтобы определить тариф оплаты труда нужно минимальную ставку первого разряда умножить на коэффициент, соответствующий данной профессии и квалификации в ЕТС.

В реальном секторе экономики тарифную ставку первого разряда устанавливает наниматель по согласованию с профсоюзами, если их организации действуют на предприятии. Для бюджетных организаций или пользующихся государственными дотациями, тарифную ставку первого разряда устанавливает правительство.

Согласно законодательству, наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.

В последние годы правительство регулярно повышало тарифную ставку первого разряда. Вслед за ней, соответственно, повышалась и заработная плата работников.

1 ноября 2008 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 73 тысяч до 91 тысячи рублей. Однако буквально через месяц после повышения правительство Беларуси приняло решение о снижении тарифной ставки первого разряда на 15,4 процента. С 1 декабря 2008 года она составила 77 тысяч рублей. По мнению экспертов, правительство впервые за последнее время прибегло к такой непопулярной мере. Причиной этому стал мировой финансовый кризис.

С 1 июня 2010 года тарифная ставка первого разряда в Беларуси установлена в размере 90 000 белорусских рублей.

1 ноября 2010 года тарифная ставка первого разряда в Беларуси составляет 118 000 рублей. Повышение составило 30%

С 1 октября 2011 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 118 000 до 151 000 рублей. Повышение составило 28%.

С 1 января 2012 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 151 000 до 200 000 рублей. Повышение составило 32,5 %.

С 1 мая 2012 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 200 000 до 210 000 рублей. Повышение составило 5 %.

Дата

Размер тарифной ставки
первого разряда
в рублях

01.05.2012

210 000

01.01.2012

200 000

01.10.2011

151 000

01.11.2010

118 000

01.06.2010

90 000

01.01.2010

81 000

01.12.2008

77 000

01.11.2008

91 000

01.04.2008

73 000