Справочно

1. Минимальная заработная плата (МЗП) (с 01.01.2021) за месяц – 400,00 руб. 

2. Базовая величина c 01.01.2021 - 29,00 руб. 


3. Базовая ставка для оплаты труда в бюджете с 01.01.2021 - 195,00 руб. 


4. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) 
(с 01.02.2021) 
* семьи из 4-х человек - 427 руб. 77 коп.
* трудоспособного населения - 541 руб. 26 коп.


5. Бюджет прожиточного минимума (БПМ)
(с 01.02.2021)
* в среднем на душу населения - 262 руб. 87 коп.
 * для трудоспособного населения - 290 руб. 71 коп.

6. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка (с 01.02.2021)

* первого ребенка - 2628 руб. 70 коп.

* второго и последующих детей - 3680,18 коп.



7. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет: 
* на первого ребенка - 472 руб.92 коп.
* на второго и последующих детей - 540 руб. 48 коп.

8. Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту (с 01.02.2021) - 273 руб. 76 коп.

Нужен ли Вам форум на нашем сайте?
Да, нужен
Конечно, нужен. С помощью форума я смогу выразить свое мнение по интересующей теме
Нет, не нужен
Не нужен. Форум не будет отражать общего мнения по конкретной теме
Не знаю
Мне все равно
      
Посмотреть результаты

Социально-экономическая работа

Генеральное соглашение

Базовая величина

Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.

До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной зарплате. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2002 года рост минимальной зарплаты составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.

Размер и периодичность изменения базовой величины в Республике Беларусь

Дата

Размер
базовой
величины
(белорусских рублей)

Нормативный акт

01.01.2020 27 Постановление Совмина от 12.12.2019 № 861
01.01.2019 25,5 Постановление Совмина от 27.12.2018 № 956
01.01.2018 24,5 Постановление Совмина от 22.12.2017 № 997

01.01.2017

23

Постановление Совмина от 28.11.2016 № 974

01.07.2016

21

Постановление Совмина от 27.06.2016 № 496

Базовая величина применяется в сфере трудовых правоотношений для установления:

  • диновременных выплат;
  • штрафов за нарушение законодательства о труде;
  • пособий;
  • пенсий;
  • стипендий;
  • премирования;
  • суточных;
  • учетной политики предприятия;
  • налогообложения;
  • оплаты за обучение без отрыва от производства;
  • надбавок;
  • доплат;
  • установления заработной платы;
  • компенсации расходов.

Базовая величина фигурирует более чем в 200 нормативных актов регулирующих трудовые правоотношения.

Базовая величина используется также в качестве критерия определения формы сделок, совершаемых между гражданами. К примеру согласно ст. 162 ГК сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, должны совершаться в письменной форме, если иное не предусмотрено законодательством.

В Уголовном кодексе базовая величина используется в качестве критерия при осуществлении квалификации преступлений. Так, согласно примечаниям к гл. 24 УК ущербом в значительном размере признается ущерб на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, ущербом в крупном размере - в 250 и более раз, ущербом в особо крупном размере - в 1000 и более раз превышающий размер такой базовой величины.

Бюджет прожиточного минимума

В Беларуси и в некоторых странах СНГ введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить. Называется этот норматив — бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.

В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" БПМ рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала:

  • в среднем на душу населения
  • для трудоспособного населения,
  • для пенсионеров,
  • для студентов,
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет,
  • для детей в возрасте 3 до 6 лет,
  • для детей в возрасте до 3 лет.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для:

  • анализа и прогнозирования уровня жизни населения;
  • оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
  • обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения применяется для определения базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, а также суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы.

В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:

  • продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;
  • лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
  • жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
  • услуги детских дошкольных учреждений.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2020 года по статьям расходов:

Статьи расходов

Процентное соотношение

Продукты питания

48,6

Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги

8,7

Предметы гардероба

19,1

Бытовые итранспортные услуги

8,6

Товары бытового и хозяйственного назначения

8,8

Взносы и платежи

2,4

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

2,6

Культурно-просветительные мероприятия и отдых

1,3



В ценах месяца

Период действия

В среднем на душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для студен-
тов

Для детей от 6 до 18 лет

Для детей до 3 лет

Июнь
2020 год

1.08.2020 — 31.10.2020

256,10

285,04

193,92

246,72

274,48

160,79

Март
2020 год

1.05.2020 — 31.07.2020

246,78

275,48

187,22

237,30

265,20

158,94

Декабрь
2019 год

1.02.2020 — 30.04.2020

239,87

265,91

184,20

232,83

260,48

155,64

Сентябрь
2019 год

1.11.2019 — 31.01.2020

231,83

257,86

177,79

224,80

251,19

149,63

Июнь
2019 год

1.08.2019 — 31.10.2019

230,91

257,05

176,75

223,93

250,19

147,18

В Беларуси существует еще один норматив — Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.

Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом.

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата (МЗП) — это нижняя граница оплаты труда работника. Другими словами, платить больше можно (и нужно) меньше — нет.
Международная организация труда, призванная устанавливать трудовые стандарты и следить за их выполнением, видит функцию минимальной заработной платы в том, что она:

  • Обеспечивает гарантии минимального дохода низкооплачиваемых работников
  • Предотвращает эксплуатацию работников
  • Может служить эталоном для отдельных работодателей и работников для определения уровня зарплаты
  • То есть главная задача минимальной заработной платы заключается в том, чтобы определить самый низкий допустимый размер заработной платы. Понятно, что чем богаче страна, чем выше доходы ее бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная заработная плата.

Информация о размере минимальной заработной платы в 2020 году:

Период Размер месячной минимальной заработной платы (руб.) Примечание
Январь 375,00 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582
Февраль 375,00 -««-
Март 375,00 -««-
Aпрель 375,00 -««-
Май 375,00 -««-
Июнь 375,00 -««-
Июль 375,00 -««-
Август 375,00 -««-
Сентябрь 375,00 -««-

Минимальная зарплата в 2020 году составила 375 рублей.

Устанавливается увеличенный размер минимальной заработной платы с января каждого года (с 1 января). При этом в течение года сумма может быть индексирована, причем несколько раз (если инфляция превышает прогнозируемый уровень). Публикуется сумма МЗП для следующего года в Постановлении Совета Министров РБ.

Размер минимальной заработной платы в 2019 году – 330 рублей. То есть сумма МЗП в 2020 году выросла на 13,6%. В 2019 году уровень повышения составил 8,1%. Индексация в прошлом году не проводилась.

Наибольшее количество индексаций наблюдалось в 2012, 2013 и 2015 годах. В эти периоды сумма МЗП индексировалась 3 раза в год. В 2014 году было проведено 2 индексации.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 21/957 „О минимальной заработной плате“ в состав минимальной заработной платы входит:

  • заработная плата за выполненную работу и отработанное время
  • надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, почетное звание, ученую степень, высокие достижения в труде, за сложность и напряженность работы, владение и применение в практической работе иностранных языков и другие надбавки;
  • надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);
  • премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
  • другие регулярные выплаты стимулирующего характера;
  • единовременные (разовые) премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
  • вознаграждения по итогам годовой работы, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);
  • вознаграждения за содействие использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;
  • стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций, суммы чистой прибыли, зачисленные на лицевые счета работников;
  • другие единовременные выплаты стимулирующего характера.

Все выплаты компенсирующего характера в состав минимальной заработной платы не включаются.

В случаях, если работником не выполняется норма труда (трудовые обязанности) либо не отрабатывается норма рабочего времени, то доплата до установленного размера месячной минимальной заработной платы не производится.

Решение о выплате работнику надбавок и доплат при невыполнении им норм выработки не по его вине принимается нанимателем на основании коллективного договора.

Для работников, не отработавших месячную норму рабочего времени, в качестве низшей границы оплаты труда может служить часовая минимальная заработная плата.

Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Согласно ст.112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 88 ТК РБ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки или путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января (ст. 4 Закона № 124-3 от 17.07.2002). Кроме того, за последние 16 лет четыре раза минимальная зарплата повышалась указами президента: с 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из:

  • уровня занятости и производительности труда;
  • потребностей работника в материальных благах и услугах;
  • экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
  • соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом).

Минимальный потребительский бюджет

Для оценки уровня и качества жизни в Беларуси установлен социальный норматив – минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ – это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг. По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные физиологические и социально-культурные потребности человека.

До 1 мая 2010 года в Беларуси было установлено 18 социально-демографических групп, для каждой из которых просчитывается свой среднедушевой МПБ. С 1 мая 2010 года число групп было уменьшено до восьми.

Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.

Для чего нужен МПБ? Этот социальный норматив применяется для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. Так формулируют задачи МПБ в правительстве.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты

с 1 февраля 2020 г. по 30 апреля 2020 г.

с 1 мая 2020 г. по 31 июля 2020 г.

с 1 августа 2020 г. по 31 октября 2020 г.

в ценах декабря 2019 года 

в ценах марта 2020 года 

в ценах июня 2020 года 

семьи из четырех человек

374,89

406,04

446,97

молодой семьи из трех человек

408,51

437,84

344,25

трудоспособного населения

479,88

513,77

522,13

пенсионеров

375,65

398,40

404,52

студентов

355,65

-

-

детей в возрасте до трех лет

304,66

340,01

344,25

детей в возрасте от трех до шести лет

401,78

434,64

447,30

детей в возрасте от шести до восемнадцати лет

407,68

441,79

449,28

Базовая ставка

Базовая ставка – определяемая Правительством величина, на основании которой, через систему коэффициентов и доплат, будет формироваться заработная плата работников бюджетной сферы.

Размер базовой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 862 «Об установлении размера базовой ставки» и составляет с 1 января 2020 года 185 рублей.

Планируется пересматривать ставку ежегодно, с 1 января. Основой для назначения ставки будет прогноз социально-экономического развития.

Новая система делает расчет зарплат бюджетников проще и логичнее. Уменьшается количество разного рода доплат. Однако у руководителей государственных организаций появляются дополнительные возможности для дополнительных выплат работникам. Также заявлено, что не допускается снижение реальных зарплат в бюджетной сфере.

На что влияет базовая ставка?

По нормам 27 Указа базовая ставка в Беларуси это основа для начисления зарплат работникам бюджетной сферы. Новая система расчета не отличается принципиально от прежней тарифной системы, но упрощает и структурирует методику начисления всех выплат.

Структура зарплаты будет такой:

Заработная плата = Оклад + Компенсирующие выплаты + Стимулирующие выплаты.

Оклад рассчитывается так: Базовая ставка х коэффициент разряда.

Компенсирующие выплаты складываются из доплат за особые условия труда, сверхурочные работы, ученые степени и пр..

Стимулирующие выплаты = Премии + Надбавки за стаж + Другие надбавки.

К зарплате могут добавляться другие выплаты. С их учетом общая структура доходов приобретает такой вид:

Общий доход = Зарплата + Материальная помощь + Однократные выплаты на оздоровление.

Кроме общих правил, новая система определяет конкретные цифры для начисления зарплат.

  • средняя разница между тарифами не должна быть меньше 6%;
  • премия из бюджета – 5% от оклада;
  • материальная помощь – 0,3 оклада;
  • выплата на оздоровление – 0,5 оклада.

Три последние выплаты не являются обязательными. Выплату на оздоровление предполагается приурочить к отпуску, материальную помощь назначать в трудных обстоятельствах.

Четко определены доплаты за стаж:

  • 10% - для тех, кто не проработал 5-ти лет;
  • 15% - до 10-ти лет;
  • 20% - до 15-ти лет;
  • 30% - тем, кто работает больше 15 лет.

Указ №27 ясно определил, какие вопросы назначения зарплат находятся в ведении руководства бюджетных организаций, что решают вышестоящие государственные структуры и что определяет Правительство Беларуси.

Все это призвано сделать зарплаты бюджетников справедливее, их начисление прозрачнее, уменьшить возможности для злоупотреблений и ошибок.