Социально-экономическая работа - Минская областная организация БЕЛХИМПРОФСОЮЗА
1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН И ЮРЛИЦ

Наши партнеры

Социально-экономическая работа

Базовая величина

Что такое базовая величина?

Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.

До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной зарплате. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2002 года рост минимальной зарплаты составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.

Чему равен размер базовой величины?
Размер и периодичность изменения базовой величины в Республике Беларусь

Дата Размер
базовой
величины
(белорусских рублей)
Нормативный акт
01.01.2022 32 Постановление Совмина от 31.12.2021 № 792
01.01.2021 29 Постановление Совмина от 30.12.2020 № 783
01.01.2020 27 Постановление Совмина от 12.12.2019 № 861
01.01.2019 25,5 Постановление Совмина от 27.12.2018 № 956
01.01.2018 24,5 Постановление Совмина от 22.12.2017 № 997
01.01.2017 23 Постановление Совмина от 28.11.2016 № 974
01.07.2016 21 Постановление Совмина от 27.06.2016 № 496
Как базовая величина применяется в сфере трудовых отношений?
Базовая величина применяется в сфере трудовых правоотношений для установления:

  • единовременных выплат;
  • штрафов за нарушение законодательства о труде;
  • пособий;
  • пенсий;
  • стипендий;
  • премирования;
  • суточных;
  • учетной политики предприятия;
  • налогообложения;
  • оплаты за обучение без отрыва от производства;
  • надбавок;
  • доплат;
  • установления заработной платы;
  • компенсации расходов.

Базовая величина фигурирует более чем в 200 нормативных актов регулирующих трудовые правоотношения.

Где еще применяется базовая величина?

Базовая величина используется также в качестве критерия определения формы сделок, совершаемых между гражданами. К примеру согласно ст. 162 ГК сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, должны совершаться в письменной форме, если иное не предусмотрено законодательством.

В Уголовном кодексе базовая величина используется в качестве критерия при осуществлении квалификации преступлений. Так, согласно примечаниям к гл. 24 УК ущербом в значительном размере признается ущерб на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, ущербом в крупном размере – в 250 и более раз, ущербом в особо крупном размере – в 1000 и более раз превышающий размер такой базовой величины.

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата (МЗП) — это нижняя граница оплаты труда работника. Другими словами, платить больше можно (и нужно) меньше — нет.
Международная организация труда, призванная устанавливать трудовые стандарты и следить за их выполнением, видит функцию минимальной заработной платы в том, что она:

  • Минимальная заработная плата – законодательно закрепленная сумма, которая определяет нижнюю границу оплаты труда. Начисление зарплаты, ниже установленной суммы, являются незаконным действием.
  • Минимальная заработная плата в 2022 году – 457 рублей.
  • Изменение минимальной зарплаты происходит 1 января каждого года. В течение года сумма может быть индексирована.
  • Инициирует ежегодное повышение минимальной заработной платы Совет министров РБ.
  • От минимальной заработной платы не зависят другие выплаты – налоги, штрафы, пособия.

Размер минимальной заработной платы в Беларуси в 2016-2021 году

Какие выплаты включаются в минимальную заработную плату в Беларуси?
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 21/957 „О минимальной заработной плате“ в состав минимальной заработной платы входит:

  • заработная плата за выполненную работу и отработанное время
  • надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, почетное звание, ученую степень, высокие достижения в труде, за сложность и напряженность работы, владение и применение в практической работе иностранных языков и другие надбавки;
  • надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);
  • премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
  • другие регулярные выплаты стимулирующего характера;
  • единовременные (разовые) премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
  • вознаграждения по итогам годовой работы, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);
  • вознаграждения за содействие использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;
  • стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций, суммы чистой прибыли, зачисленные на лицевые счета работников;
  • другие единовременные выплаты стимулирующего характера.

Все выплаты компенсирующего характера в состав минимальной заработной платы не включаются.

В случаях, если работником не выполняется норма труда (трудовые обязанности) либо не отрабатывается норма рабочего времени, то доплата до установленного размера месячной минимальной заработной платы не производится.

Решение о выплате работнику надбавок и доплат при невыполнении им норм выработки не по его вине принимается нанимателем на основании коллективного договора.

Для работников, не отработавших месячную норму рабочего времени, в качестве низшей границы оплаты труда может служить часовая минимальная заработная плата.

Привязана ли месячная минимальная заработная плата к фиксированному количеству рабочих часов?
Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Согласно ст.112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 88 ТК РБ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки или путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.
Кем принимается решение о повышении (изменении) размера минимальной заработной платы в Беларуси?
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января (ст. 4 Закона № 124-3 от 17.07.2002). Кроме того, за последние 16 лет четыре раза минимальная зарплата повышалась указами президента: с 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года.
Каковы основные критерии определения размера минимальной заработной платы в Беларуси?
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из:

  • уровня занятости и производительности труда;
  • потребностей работника в материальных благах и услугах;
  • экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
  • соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом).

Бюджет прожиточного минимума (БПМ)

Что такое бюджет прожиточного минимума?

Бюджет прожиточного минимума – установленная государством денежная сумма, которая должна удовлетворить основные жизненные потребности гражданина страны. Это аналитический инструмент, который позволяет определить уровень жизни.

Размер бюджета прожиточного минимума 2022
С 1 февраля 2022 года Министерство труда и социальной защиты установило новую величину БПМ – 296 рублей и 55 копеек. По сравнению с предыдущим значением показатель вырос на 3%.

Документ, инициирующий изменения, – Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21 января 2022 г. №4. Сумма БПМ пересчитывается раз в квартал – 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.

Вместе с БПМ растут:

  • минимальные трудовые пенсии;
  • надбавки к пенсиям;
  • социальные пенсии;
  • пособия по уходу за инвалидами 1 группы, за ребенком-инвалидом до 18 лет;
  • пособие на ребенка от 3 до 18 лет, если в семье есть дети до 3 лет и др.

Как формируется бюджет прожиточного минимума в Беларуси на сегодняшний день?
Раз в 5 лет Правительство РБ устанавливает прожиточный минимум – товары и услуги, которые необходимы для жизни гражданину Беларуси. Затем совершается расчет прожиточного минимума по ценам последнего месяца квартала.

Бюджет прожиточного минимума состоит из двух частей:

  • продовольственные товары;
  • непродовольственные товары (одежда, обувь, лекарства, предметы личной гигиены) и услуги (ЖКХ, транспортные и бытовые услуги).
    С 1 декабря 2019 года на первую группу товаров выделяется 17% бюджета, на вторую – 83%. Раньше соотношение равнялось 23%/77%.

Тенденция изменений бюджета прожиточного минимума в разные периоды – увеличение показателя. Но иногда бывают исключения. Например, в период с 1 августа по 30 октября БПМ в среднем на душу населения составлял 224 700 рублей (до деноминации). А с 1 ноября 2008 года – 223 660 рублей. То есть произошло уменьшение БПМ. Аналогичные периоды были в 2015 году и 2016 году.

Стоит заметить, что сумма уменьшений всегда была незначительной. Социальные выплаты, зависимые от БПМ, не сокращаются в связи с уменьшением БПМ.

Бюджет прожиточного минимума для разных категорий населения
БПМ считается исходя из необходимых товаров и услуг. При этом трудно составить одинаковый список для пенсионеров и для младенцев. Поэтому кроме показателя бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, государство делает расчеты для разных групп:

  • дети до 3 лет;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет;
  • студенты;
  • трудоспособные люди;
  • пенсионеры.

Популярные вопросы
Сумма БПМ в 2022 году – БПМ в среднем на душу населения с 1 февраля 2022 года – 296 рублей 55 копеек.

Размеры БПМ в 2021 году – в конце 2021 года (с 1 ноября 2021 по 31 января 2022 года) БПМ в среднем на душу населения составлял 288 рублей 1 копейку.

Когда будет повышение бюджета прожиточного минимума? – повышение БПМ происходит раз в квартал – 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.

Как рассчитывается БПМ? – 17% бюджета выделяется на продукты питания, 83% – на непродовольственные товары. Расчет ведется по ценам последнего месяца квартала.

На что влияет бюджет прожиточного минимума? – от БПМ зависят многие социальные выплаты. Например, социальные и минимальные трудовые пенсии, пособия по уходу за инвалидами 1 группы и за детьми-инвалидами до 18 лет и др.

Краткие выводы
Бюджет прожиточного минимума – это денежная величина, которая обеспечивает человека минимальным набором товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья.
В РБ расчет БПМ ведется в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (дети, студенты, пенсионеры и трудоспособное население).
С 1 февраля 2022 года БПМ в среднем на душу населения составляет 296 рублей и 55 копеек.
Следующее изменение величины БПМ произойдет 1 мая 2022. Затем 1 августа 2022 (раз в квартал).
От БПМ зависят многие социальные выплаты (социальные пенсии, пособия по уходу за инвалидами 1 группы и т.д.)

Базовая ставка

С 1 января 2020 года в Беларуси появится новая система начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Правовое основание для этого – Указ Президента № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Вместо 27 тарифных разрядов для всех категорий трудящихся, вводится 18 разрядов для бюджетников. Основой для расчета будет не ставка 1 разряда, а базовая тарифная ставка, которая предполагается близкой по сумме к бюджету прожиточного минимума.

В Беларуси с 1 января 2022 года увеличился размер базовой ставки для оплаты труда работников – до 207 рублей. Данное изменение предусмотрено Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2021 года № 738.

Базовая ставка – что это такое?
Базовая ставка – определяемая Правительством величина, на основании которой, через систему коэффициентов и доплат, будет формироваться заработная плата работников бюджетной сферы.

Планируется пересматривать ставку ежегодно, с 1 января. Основой для назначения ставки будет прогноз социально-экономического развития.

Новая система делает расчет зарплат бюджетников проще и логичнее. Уменьшается количество разного рода доплат. Однако у руководителей государственных организаций появляются дополнительные возможности для дополнительных выплат работникам. Также заявлено, что не допускается снижение реальных зарплат в бюджетной сфере.

Размер базовой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера базовой ставки» на основании подпункта 16.2 пункта 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

С 1 января 2022 года базовая ставка составляет 207 рублей. Действующий бюджет прожиточного минимума – 296.55 рублей. Согласно постановлению Совета Министров от 21 декабря 2021 года № 738 с 1 января базовая ставка повышена на 9 рублей. Ранее ставка составляла 198 рублей.

Базовая ставка регламентирует отплату труда работников бюджетных организаций, а также для оплаты труда работников иных организаций, зарплаты которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Изменение размера базовой ставки позволит увеличить удельный вес гарантированной (тарифной) части заработной платы работников.

На что влияет базовая ставка?
По нормам 27 Указа базовая ставка в Беларуси это основа для начисления зарплат работникам бюджетной сферы. Новая система расчета не отличается принципиально от прежней тарифной системы, но упрощает и структурирует методику начисления всех выплат.

Структура зарплаты будет такой: Заработная плата = Оклад + Компенсирующие выплаты + Стимулирующие выплаты.

Оклад рассчитывается так: Базовая ставка х коэффициент разряда.

Компенсирующие выплаты складываются из доплат за особые условия труда, сверхурочные работы, ученые степени и пр.

Стимулирующие выплаты = Премии + Надбавки за стаж + Другие надбавки.

К зарплате могут добавляться другие выплаты. С их учетом общая структура доходов приобретает такой вид:

Общий доход = Зарплата + Материальная помощь + Однократные выплаты на оздоровление.

Кроме общих правил, новая система определяет конкретные цифры для начисления зарплат.

22 декабря 2020 года Указом № 482 вносятся изменения в нормы Указа № 27 от 18 января 2019 года «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Таким образом, с 1 июля 2021 года увеличивается размер премирования с 5% до 20% от суммы окладов работников. Так же увеличится размер единовременной выплаты на оздоровление с 0,5 до 1 оклада в год с 1 января 2022 года.

  • средняя разница между тарифами не должна быть меньше 6%;
  • премия из бюджета – 20% от оклада;
  • материальная помощь – 0,3 оклада;
  • выплата на оздоровление – 0,5 оклада в год (составит 1 оклад с 1 января 2022 года).

Три последние выплаты не являются обязательными. Выплату на оздоровление предполагается приурочить к отпуску, материальную помощь назначать в трудных обстоятельствах. Увеличение размера премии произойдет исключительно в пределах выделенных на текущий год бюджетных ассигнований на оплату труда бюджетникам.

Четко определены доплаты за стаж:

  • 10% – для тех, кто не проработал 5-ти лет;
  • 15% – до 10-ти лет;
  • 20% – до 15-ти лет;
  • 30% – тем, кто работает больше 15 лет.

Указ №27 ясно определил, какие вопросы назначения зарплат находятся в ведении руководства бюджетных организаций, что решают вышестоящие государственные структуры и что определяет Правительство Беларуси.

Все это призвано сделать зарплаты бюджетников справедливее, их начисление прозрачнее, уменьшить возможности для злоупотреблений и ошибок.